НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА БЭМИДБАР

В синайской пустыне Б-г повелевает произвести исчисление двенадцати Колен Израилевых. В результате совершенной Моше переписи насчитывается 603550 мужчин возраста воинской службы ( от 20 до 60). Колено Леви исчисляется отдельно и насчитывает 22300 человек мужского пола в возрасте от 1 месяца и старше. Левиты должны служить в Храме вместо первенцев, чья численность была примерно той же самой, которые стали непригодны для священнослужения из-за поклонения Золотому Тельцу. 273 первенца (составлявших разницу между числом первенцев и левитов) должны были внести выкуп в количестве пяти шекелей.

Когда во время странствий по пустыне евреи отправлялись в путь, левиты разбирали и несли Святилище и на следующей стоянке собирали его в центре лагеря. Затем они возводили собственные шатры вокруг него: семейство Кеата, чьей обязанностью было переносить на плечах храмовую утварь (Ковчег, Менора и т.д.), располагались к югу от Святилища; левиты семейства Гершона, перевозившие занавеси и покрывала, располагались на западе; и семейство Мерари, отвечавшее за перевозку балок и оснований, разбивало лагерь к северу от Храма. На востоке, напротив входа в Святилище находились шатры Моше, Аарона и сыновей Аарона.

Вокруг стана левитов располагались четырьмя группами шатры двенадцати колен. На востоке располагались Йеуда (74600 человек), Йиссахар (54400) и Зевулун (57400); на юге — Реувен (46500), Шимон (59300) и Гад (45650); на западе — Эфраим (40500), Менаше (32200) и Биньямин (35400); и к северу — Дан (62700), Ашер (41500) и Нафтали (53400). В таком же порядке сыны Израилевы передвигались во время странствий. У каждого колена был свой наси (глава, князь) и особого цвета флаг с особой эмблемой.

ВЕЧНОЕ ИСЧИСЛИМОЕ

Факт существования еврейского народа на протяжении всей его многострадальной истории представляется чем-то невероятным. Евреи с момента своего сформирования в народ уподобляются «овце среди семидесяти волков». Народы мира вечно их преследовали и неоднократно пытались уничтожить. Большинство из этих народов стерты с лица земли, а евреи все еще существуют. В чем секрет этого?

В книге «Шней Лухот Абрит» говорится, что сила вечного существования еврейского народа заложена в повелении Всевышнего исчислить всех евреев в пустыне. Исчисление придает вещи особый статус: как формулируется это правило в Талмуде, «исчисляемое не устраняется». Подсчет сообщает подсчитанному особую важность, делающую невозможным полное исчезновение. Пересчитав евреев в пустыне Всевышний сделал еврейский народ таким вот неисчезающим «исчисляемым».

Однако в этом есть нечто непонятное. Исчисляемые вещи обладают важностью не потому, что их пересчитывают, а наоборот — в силу их важности их считают. Важность вещи есть причина счета, а не следствие. Факт подсчета лишь раскрывает внутренне присущее этому предмету особое достоинство. Может показаться, что и подсчет евреев в пустыне стал следствием особого статуса, которым они обладали и до того.

Ответ на этот вопрос кроется в том, что заповедь о пересчете сынов Израиля находится в главе «Бэмидбар», чтение которой непосредственно предшествует празднику Шавуот — дню Дарования Торы. Что изменило Дарование Торы на горе Синай? Тора существовала и до этого, ее изучали наши Праотцы, левиты и т.д. Но до Синайского Откровения Тора и ее заповеди лежали исключительно в духовной плоскости и не оказывали никакого влияния на материальность. А после Дарования Торы на горе Синай сынам Израиля была дана сила привнесения святости в материальный мир.

С Дарованием Торы ударение было перенесено с духовного на материальное. Главной целью стало действие в рамках материального мира, привнесение святости в материальность. Чтобы любая духовная идея находила свое выражение именно в земной реальности.

В свете этого можно понять необходимость действительного исчисления еврейского народа. При том, что если бы особое достоинство народа Израиля оставалось лишь в плоскости духовной, не будучи проявлено посредством пересчета, он все равно в силу величия своей духовной сущности был бы неуничтожим, но тогда этот его огромный духовный потенциал не проявлялся бы в мире и не оказывал на него воздействия.

Благодаря заповеди исчисления сущностное достоинство еврейского народа обнаружило себя в рамках этого мира, так что в его реальности ощущается вечность народа Израиля.

Иными словами, приказав пересчитать евреев, Всевышний проявил уникальность еврейского народа а самой природе материального мира и укрепил тем самым их потенциал освящения этого мира, чтобы превратить его в «жилище для Творца».

НА ОСНОВЕ БЕСЕД СЕДЬМОГО ЛЮБАВИЧСКОГО РЕБЕ

Помимо устоявшегося «Бемидбар» (пер. с иврита «В пустыне») четвертую книгу Торы нередко называют еще и «Книгой исчислений». Основанием для такого повода послужил тот факт, что заповедь, с которой разворачивается сюжет первой главы настоящей книги – это заповедь о «подсчете численности» еврейского народа в момент его нахождения в Синайской пустыне, как сказано: «Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Израиля».

Подсчет количества отодвигает на второй план значимость качества, обобщение приводит к потере деталей. Достоинства объекта обессмысливаются, делая его тождественным всем остальным. Функция подсчета распространяется лишь в пределах количества – внешней выраженности свойств предметов или явлений. Казалось бы, то же самое можно сказать и о подсчете «численности еврейского народа», ввиду отсутствия описания присущих ему достоинств. Почему же Тора придает такое значение количеству? И, как следствие, почему книгу «Бемидбар» называют «Книгой исчислений»?

Один из ответов на оба этих вопроса зашифрован в сформулированном мудрецами эпохи Мишны положении: «Предмет [который] на счету не аннулируется». Таким образом, подсчет закрепляет за объектом или явлением конкретный статус, придает ему особую важность – ибо то, что пересчитывают, никогда не будет предано забвению. Но это объяснение является неполным, ведь цифры лишь свидетельствуют об исключительности предмета, которая была ему присуща и раньше, но не сообщают, в чем достоинство самого подсчета.

В действительности, сам факт того, что пересчет отражает важность предмета как такового, доказывает, что и само это действие имеет высокое значение. Известно, что категории количества и качества тесно связаны между собой: количество зачастую приводит к повышению качества. Поэтому и сам счет, отражая состояние количества, придает важность качеству.

Яркий пример того, каким образом количество превращается в качество – это миньян (кворум из 10-ти молящихся евреев). И здесь нас интересуют не столько особенности членов этого собрания, сколько характер, который оно принимает – его новое качественное значение. И это свойство выражается в том, что лишь в кругу 10-ти людей, объединённых общностью своего происхождения, почиет Б-жественное присутствие, обеспечивающее правомочность произнесения общественной молитвы.

С подобным явлением мы сталкиваемся и в истории о даровании Торы, которая была передана конкретному числу людей (сильной половине народа), – шестистам тысячам взрослых мужчин-евреев – посредством которых ее вручили и остальным евреям. И если бы не хватало хоть одного, пусть даже самого бесчестного, Тора была бы не дана, даже самым великим. По той же причине наши мудрецы предписали произнести особое благословение, если человек видит скопление шестиста тысяч евреев.

Недельная глава «Бемидбар» показывает нам, насколько важно ценить количество. В современном мире количество иногда играет большую роль, чем качество. Сегодня огромное количество евреев нуждается в духовной поддержке, и нужно постараться, насколько это возможно, помочь им. Акцент здесь нужно делать именно на количестве. Чем больше евреев возвратятся к Всевышнему и своему духовному наследию, тем быстрее возрастет уровень качества.

Перевод Александра Гришина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>